суббота, 14 февраля 2015 г.

Заниженная самооценка у младшего школьника

"У моего сына, второклассника, по моему наблюдению, заниженная самооценка. Иногда он говорит "Я плохой", берёт вину на себя даже там, где он явно не при чём. Стесняется в классе отвечать даже с места. Как мне ему помочь? Анна".
Ответ:
Анна, безусловно, как мама Вы можете помочь сыну, однако прежде нужно разобраться с причинами такого его поведения. У всех тех признаков, которые Вы описали, могут быть разные причины.
То, что Ваш ребёнок стесняется отвечать в классе, пусть даже и с места, ещё не  говорит о низкой самооценке — это может быть следствием конфликта с кем-либо из класса, о котором не знает учитель.
Что касается "брать вину на себя" - нужно наблюдать, в каких именно ситуациях Ваш сын считает себя виноватым. Например, если такая ситуация происходит внутри семьи и сопряжена с сильными эмоциями, ребёнок, как самый незащищённый член семейной системы, принимает вину на себя. Такое случается и в психотравмирующих обстоятельствах, например, в разводе родителей младший школьник винит себя.
Когда ребёнок утверждает "Я плохой" - он озвучивает неосознаваемую установку, которая уже успела закрепиться. У неё есть продолжение, вернее, сценарные варианты: "Я плохой, ты - плохой", в таком случае он не доверят миру вокруг и себе, и "Я плохой, ты - хороший", здесь ребёнок недооценивает себя, а окружающих считает лучше, чем он сам - это тот самый путь к заниженной самооценке впоследствии. Поведение ребёнка при таких установках также различается.
Анна, есть гипотеза: такая установка может быть следствием "родительского послания" - некоторых фраз, брошенных сгоряча, например, и буквально воспринятых сыном.
Есть "послания", которые, на первый взгляд, кажутся безобидными или даже полезными, но при детальном рассмотрении таят опасность и для взрослой жизни теперешнего ребёнка.
Например, такое: "Старайся, пытайся". Это послание дети получают в том случае, если родители одобряли их за то, что они сильно напрягаются, а не за то, что достигают результата. Достижение результата может быть даже нежелательным, например, если родители опасаются, что дети могут их в чем-то превзойти. Тогда перед ребенком встает дилемма: или быть успешным, или быть любимым, и он всегда выберет второе.
Родительские послания - то, что родители говорят детям на самом деле. Это то, что слышит ребенок за словами родителей, за родительскими внушениями, учитывая невербалику, контекст и подтекст.
Что конкретно будет передано в родительском послании - зависит от многого: и от текста родительского внушения, и от того, что родители действительно хотят передать, и от того, каким образом это воспримет ребенок, с какой внутренней интерпретацией.
В любом случае, Анна, признаки поведения, описанные Вами, говорят о внутреннем неблагополучии "жизненного сценария" сына. Однако, к сожалению, Анна, в Вашем письме минимум информации, по которому сложно дать нужные рекомендации, за которыми последует эффект. Ваше письмо будет пищей для размышления родителям, которые стали замечать подобные признаки у своих детей, а Вам я предлагаю раскрыть тему подробно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий