"У моего сына, второклассника, по моему наблюдению, заниженная самооценка.
Иногда он говорит "Я плохой", берёт вину на себя даже там, где он
явно не при чём. Стесняется в классе отвечать даже с места. Как мне ему помочь?
Анна".
Ответ:
Анна, безусловно, как мама Вы можете
помочь сыну, однако прежде нужно разобраться с причинами такого его поведения.
У всех тех признаков, которые Вы описали, могут быть разные причины.
То, что Ваш ребёнок стесняется отвечать в
классе, пусть даже и с места, ещё не говорит о низкой самооценке — это
может быть следствием конфликта с кем-либо из класса, о котором не знает
учитель.
Что касается "брать вину на
себя" - нужно наблюдать, в каких именно ситуациях Ваш сын считает себя
виноватым. Например, если такая ситуация происходит внутри семьи и сопряжена с
сильными эмоциями, ребёнок, как самый незащищённый член семейной системы,
принимает вину на себя. Такое случается и в психотравмирующих обстоятельствах,
например, в разводе родителей младший школьник винит себя.
Когда ребёнок утверждает "Я плохой" -
он озвучивает неосознаваемую установку, которая уже успела закрепиться. У неё
есть продолжение, вернее, сценарные варианты: "Я плохой, ты -
плохой", в таком случае он не доверят миру вокруг и себе, и "Я
плохой, ты - хороший", здесь ребёнок недооценивает себя, а окружающих
считает лучше, чем он сам - это тот самый путь к заниженной самооценке
впоследствии. Поведение ребёнка при таких установках также различается.
Анна, есть гипотеза: такая установка может быть следствием "родительского послания" - некоторых фраз, брошенных сгоряча, например, и буквально воспринятых сыном.
Анна, есть гипотеза: такая установка может быть следствием "родительского послания" - некоторых фраз, брошенных сгоряча, например, и буквально воспринятых сыном.
Есть "послания", которые, на первый взгляд,
кажутся безобидными или даже полезными, но при детальном рассмотрении таят
опасность и для взрослой жизни теперешнего ребёнка.
Например, такое: "Старайся,
пытайся". Это послание дети получают в том случае, если родители
одобряли их за то, что они сильно напрягаются, а не за то, что достигают
результата. Достижение результата может быть даже нежелательным, например, если
родители опасаются, что дети могут их в чем-то превзойти. Тогда перед ребенком
встает дилемма: или быть успешным, или быть любимым, и он всегда выберет
второе.
Родительские послания - то, что родители говорят
детям на самом деле. Это то, что слышит ребенок за словами
родителей, за родительскими внушениями, учитывая невербалику, контекст и
подтекст.
Что конкретно будет передано в родительском послании -
зависит от многого: и от текста родительского внушения, и от того,
что родители действительно хотят передать, и от того, каким образом это
воспримет ребенок, с какой внутренней интерпретацией.
В любом случае, Анна, признаки поведения,
описанные Вами, говорят о внутреннем неблагополучии "жизненного
сценария" сына. Однако, к сожалению, Анна, в Вашем письме минимум
информации, по которому сложно дать нужные рекомендации, за которыми последует
эффект. Ваше письмо будет пищей для размышления родителям, которые стали
замечать подобные признаки у своих детей, а Вам я предлагаю раскрыть тему
подробно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий