среда, 4 февраля 2015 г.

Можно ли наказывать ребёнка без негативных последствий?

Вопрос: «Чувствую, что без наказания своей дочери мне не обойтись, хотя думала, что как родитель не буду прибегать к наказаниям. Иногда просто вынуждает. Если это неизбежно, как всё-таки лучше наказывать своего ребёнка, т.е. с минимальным вредом или без вреда. И возможно ли наказание без плохих последствий? Анастасия».
Ответ:
Анастасия, очень полезно, что вы задаётесь такими вопросами, а не действуете стихийно, под напором эмоций. Хотя, иногда, видимо, не хватает терпения, раз «вынуждает». Как раз в такие моменты ребёнок сигнализирует, чего именно ему не хватает. Мотивы плохого поведения ребёнка находят отражение в чувствах родителей. Если поведение дочери вызывает у Вас раздражение - она таки способом компенсирует дефицит внимания. Как известно, не бывает плохого пиара, «чёрный пиар» – тоже слава. Так и ребёнок, который не смог добиться внимания родителей через хорошие поступки, начинает совершать плохие, на которые не обратить внимание родители уже не смогут. «Лечится» соответственно умеренными дозами позитивного внимания.
В случае, если непослушание вызывает в Вас гнев, скорее всего, действия ребёнка ничто иное, как протест против гиперопеки, которая душит его, не давая принимать самостоятельные решения и выполнять действия, за которые он сам будет нести ответственность. Нейтрализуется такое «плохое поведение» постепенным отступлением и предоставлению ребёнку «кислорода».
Если же Вам обидно в ответ на действия ребёнка, то часто непослушание - это орудие мести ребенка за его субъективное ощущение несправедливости (несправедливое наказание, невыполненное обещание, большее внимание к младшему и т.д.) В этой ситуации необходимо выяснить, какие совершенные родителем действия вызвали подобную реакцию, и в доступной форме мотивировать свой поступок.
Иногда родительские чувства доходят до отчаяния – когда поведение ребёнка переходит все границы и становится просто несносным. Это происходит из-за утраты ребёнком веры в себя, когда он смиряется с чувством, что никогда не сможет оправдать ожидания взрослых. Это очень тяжелая ноша для него, необходимо снизить «претензии», то есть стать менее требовательными и поощрять за малейшие достижения, найдя такую сферу деятельности ребёнку, где он может быть успешным.
Каковы бы ни были причины непослушания ребенка, следующее за ним наказание всегда должно быть конструктивным, тогда оно будет как раз «без плохих последствий», Анастасия. Здесь поможет соблюдение следующих правил:
  • У ребенка должно быть сформировано представление о том, какие именно действия являются недопустимыми, и повлекут за собой наказание.
  • Неприемлемы наказания, связанные с ограничением или запретом удовлетворения естественных физиологических потребностей ребенка, например, лишение пищи или сна.
  • Избегайте частых наказаний, чтобы они не воспринимались ребёнком нормой жизни. Наказание — крайняя мера регуляции поведения, прибегать к которой нужно, когда все остальные воспитательные меры оказались неэффективными.
  • Временной промежуток между проступком и наказанием должен быть минимальным, однако нельзя наказывать ребенка в состоянии сильного гнева, прежде необходимо самому успокоиться.
  • Взрослому следует быть последовательным: один и тот же проступок нельзя оставлять без внимания сегодня и осуждать завтра.
  • Порицая проступок, исключите запугивания и оскорбления, унижающие личность ребенка. Неодобрение должно касаться только совершенных им действий. Желательно дать ребенку обратную связь: поделиться эмоциями, которые были вызваны его поведением.
Жизнь ребёнка в ситуации отсутствия каких-либо запретов похожа на хождение по крыше, у которой нет перил. Родительские запреты формируют безопасную среду для развития ребенка, но он регулярно будет проверять на прочность эти границы дозволения, и это естественно для развития. Будьте готовы к этому, запасаясь терпением. Запреты – это те самые перила на крыше, при их наличии родителю спокойнее, и ребёнку безопаснее. Главное – чтобы запреты были адекватными, то есть, не требуйте от ребёнка того, что он не в состоянии выполнить! Например, не бегать, не пачкаться, «быть таким же, как …»

Комментариев нет:

Отправить комментарий