- Вопрос: «Чувствую, что без наказания своей дочери мне не обойтись, хотя думала, что как родитель не буду прибегать к наказаниям. Иногда просто вынуждает. Если это неизбежно, как всё-таки лучше наказывать своего ребёнка, т.е. с минимальным вредом или без вреда. И возможно ли наказание без плохих последствий? Анастасия».
Ответ:
Анастасия, очень полезно, что вы задаётесь
такими вопросами, а не действуете
стихийно, под напором эмоций. Хотя,
иногда, видимо, не хватает терпения,
раз «вынуждает». Как раз в такие моменты
ребёнок сигнализирует, чего именно ему
не хватает. Мотивы плохого поведения
ребёнка находят отражение в чувствах
родителей. Если поведение дочери
вызывает у Вас раздражение - она таки
способом компенсирует дефицит внимания.
Как известно, не бывает плохого пиара,
«чёрный пиар» – тоже слава. Так и
ребёнок, который не смог добиться
внимания родителей через хорошие
поступки, начинает совершать плохие,
на которые не обратить внимание родители
уже не смогут. «Лечится» соответственно
умеренными дозами позитивного внимания.
- В случае, если непослушание вызывает в Вас гнев, скорее всего, действия ребёнка ничто иное, как протест против гиперопеки, которая душит его, не давая принимать самостоятельные решения и выполнять действия, за которые он сам будет нести ответственность. Нейтрализуется такое «плохое поведение» постепенным отступлением и предоставлению ребёнку «кислорода».
- Если же Вам обидно в ответ на действия ребёнка, то часто непослушание - это орудие мести ребенка за его субъективное ощущение несправедливости (несправедливое наказание, невыполненное обещание, большее внимание к младшему и т.д.) В этой ситуации необходимо выяснить, какие совершенные родителем действия вызвали подобную реакцию, и в доступной форме мотивировать свой поступок.
- Иногда родительские чувства доходят до отчаяния – когда поведение ребёнка переходит все границы и становится просто несносным. Это происходит из-за утраты ребёнком веры в себя, когда он смиряется с чувством, что никогда не сможет оправдать ожидания взрослых. Это очень тяжелая ноша для него, необходимо снизить «претензии», то есть стать менее требовательными и поощрять за малейшие достижения, найдя такую сферу деятельности ребёнку, где он может быть успешным.
- Каковы бы ни были причины непослушания ребенка, следующее за ним наказание всегда должно быть конструктивным, тогда оно будет как раз «без плохих последствий», Анастасия. Здесь поможет соблюдение следующих правил:
- У ребенка должно быть сформировано представление о том, какие именно действия являются недопустимыми, и повлекут за собой наказание.
- Неприемлемы наказания, связанные с ограничением или запретом удовлетворения естественных физиологических потребностей ребенка, например, лишение пищи или сна.
- Избегайте частых наказаний, чтобы они не воспринимались ребёнком нормой жизни. Наказание — крайняя мера регуляции поведения, прибегать к которой нужно, когда все остальные воспитательные меры оказались неэффективными.
- Временной промежуток между проступком и наказанием должен быть минимальным, однако нельзя наказывать ребенка в состоянии сильного гнева, прежде необходимо самому успокоиться.
- Взрослому следует быть последовательным: один и тот же проступок нельзя оставлять без внимания сегодня и осуждать завтра.
- Порицая проступок, исключите запугивания и оскорбления, унижающие личность ребенка. Неодобрение должно касаться только совершенных им действий. Желательно дать ребенку обратную связь: поделиться эмоциями, которые были вызваны его поведением.
- Жизнь ребёнка в ситуации отсутствия каких-либо запретов похожа на хождение по крыше, у которой нет перил. Родительские запреты формируют безопасную среду для развития ребенка, но он регулярно будет проверять на прочность эти границы дозволения, и это естественно для развития. Будьте готовы к этому, запасаясь терпением. Запреты – это те самые перила на крыше, при их наличии родителю спокойнее, и ребёнку безопаснее. Главное – чтобы запреты были адекватными, то есть, не требуйте от ребёнка того, что он не в состоянии выполнить! Например, не бегать, не пачкаться, «быть таким же, как …»
Комментариев нет:
Отправить комментарий